История тхэквондо
Тхэквондо, как и любое другое боевое искусство – это неотъемлемая часть культуры страны, в которой оно зародилось. Поэтому историю тхэквондо необходимо рассматривать в рамках культуры Кореи, которая несомненно подвергалась влиянию определённых исторических событий. Иными словами, в данная статье мы попробуем подробно охарактеризовать история зарождения и развития тхэквондо в контексте истории Кореи.
Во многих восточно-азиатских странах можно встретить свою уникальную систему единоборств и методов самообороны, включающую в себя до нескольких десятков различных видов боевых искусств. Этот факт обусловлен множеством локальных конфликтов, повлёкших необходимость населения, традиционно занимающегося сельским хозяйством и не имеющего какого-либо оружия, защищать себя.
Именно этот фактор поспособствовал такому широкому распространению методов ведения боя без оружия на территории всей Юго-восточной Азии. И исследование истории боевого искусства невозможно без сопоставления с историей страны в которой оно зародилось.
Исторический фон зарождения развития тхэквондо тесно переплетен с историей Кореи. Поэтому, в данной статье мы рассмотрим этапы истории Кореи и проследим историю тхэквондо начиная от предпосылок создания боевых искусств на территории Корейского полуострова.
Так как данная работа посвящена истории тхэквондо, то нет необходимости освещать все периоды истории Кореи. Поэтому мы будем придерживаться данной структуры, отражающей ключевые исторические аспекты в истории тхэквондо:
- Зарождение боевых искусств в период ранних государств Корейского полуострова
- Боевые искусства государства Корё
- Боевые искусства государства Чосон
- Исторические предпосылки появления тхэквондо
- Современная история тхэквондо
- Настоящее и будущее тхэквондо
Древний Чосон
Археологические находки свидетельствуют о появлении первых людей на территории Корейского полуострова порядка 70.000 лет назад. Но первым государственным образованием считается Кочосон (Древний Чосон), чьё существование подтверждают множество гончарных предметов 3500-2000 годов до н.э., находимых на территории всего полуострова и ближайших территорий.
Древний Чосон (Кочосон) – первое корейское государство, согласно «Самгук Юса» (Хроники Трёх государств – собрание легенд, преданий и исторических записей, относящимся к трём государствам Кореи, а также к другим периодам до и после периода Трёх Государств) и другим историческим сочинениям, основанное в 2333 году д н.э., покрывало территорию севера Корейского полуострова и юга Манчжурии до своего падения в 108 году до н.э.
Именно с появлением первого государственного образования связывают зарождение боевых искусств. Ведь возникает потребность оборонять свои территории, расширять свои границы. Первые воины Древнего Чосона были лучниками. Лук и стрелы изготавливали из дерева, однако в некоторых местах находят стрелы, изготовленные из камня.
Бронзовый век, чьё начало на Корейском полуострове обычно относят к 1000 году до н.э., принес свои технологии и в военное искусство. Несмотря на то, что корейская культура бронзового века произошла от бронзовой культуры Ляонин (северо-восток современного Китая на границе с КНДР), она имела уникальные элементы, в частности при изготовлении кинжалов: клинок Древнего Чосона имел особенность – на нём появился кровосток, что способствовало более лёгкому извлечению клинка, что позволяло быстрее продолжить бой.
Несмотря на то что, лук, стрелы и клинки относятся больше к военному искусству нежели к единоборствам, появление оружие оказало огромнейшее влияние на мир боевых искусств. Оружие требовало подготовки от воинов, которая заключалась не только в обучении владения луком или мечем. Именно в этот период начинает зарождение философии боевых искусств Кореи.
Кроме того, в «Хвандан коги» (сборник текстов, описывающих раннюю корейскую историю) упоминается о 6 дисциплинах, которыми должен овладеть каждый мужчина не состоящий в браке. Одной из 6 дисциплин, наряду с фехтованием, описывается «Квонпак», дословно означающий «кулачный бой.
Период трёх государств
«Три корейских государства» — так называют раннефеодальные корейские государства Когурё, Пэкче и Силла, которые в период с I века до н.э. по VII век н.э. занимали Корейский полуостров и Маньчжурию. Эти государства сложились в ходе борьбы против китайских завоевателей. В так называемый период трёх государств и ранее здесь также существовали другие, более мелкие племенные образования и государства, в том числе Кая, Тонъе, Окчо, Пуё, Осан, Тамна и т. д.
Когурё - название одного из корейских племён, а позднее — одного из трёх раннефеодальных государств. Племя Когурё к началу I века занимало территорию по среднему течению реки Ялуцзян (корейское название — Амноккан), которая в наше время разделяет Китай и КНДР.
Первое подробное описание содержится в китайской династийной истории («Сань го чжи», III век). После Кочосонской войны, когурёсцы были включены в округ Сюаньту. Племенное государственное образование Когурё добилось независимости от империи Хань в 37 до н. э. В III веке было разгромлено царством Вэй, но впоследствии сумело возродиться.
Современное название «Корея» происходит от названия средневекового государства Корё, которое, в свою очередь, является сокращением от «Когурё».
Столица государства Когурё — город Хвандо (современный Цзиань в Северо-Восточном Китае), а с начала V века —Пхеньян.
Когурё считается сильным милитаризованным государством, которое вело активную внешнюю политику, контролируя обширную территорию на севере Корейского полуострова и большую часть Маньчжурии. Данная особенность хорошо способствовала развитию единоборств, которые в этот период стали основой воспитания.
Воины государства Когурё широко применяют различные виды оружия, появляются доспехи и первые образцы механизированной военной техники – катапульты. В древних гробницах хорошо сохранились росписи, демонстрирующие возможности солдат того периода.
Помимо традиционных типов оружие у древнекорейских воинов на вооружении были и достаточно специфичные – специальная обувь «Мотсин» с бронзовой подошвой длинными шипами, предназначенными для атаки противника ногами.
Военные традиции государства Когурё легко закрепились в различных группах, так или иначе связанных с боевыми искусствами, таких как «Кёндан», - образовательное учреждение для молодых мужчин, в котором изучались священные писания, стрельба из лука и боевые искусства. Также в Когурё была организация, подобная «Хварандо» в Силла, - «Сонбэ».
Сохранились различные материальные доказательства, характеризующие единоборства того времени. В основном это роспись стен гробниц.
Пэкче – одно из трех ранних корейских государств, существовавшее с 18 г. До н.э. по 660 г. Оно было основано королём Онджо, по легенде сыном основателя Когурё, в районе современного Сеула. Пэкче начало главенствовать в конфедерации Махан в течение периода Самхан. В IV веке, во время своего расцвета, контролировало большую часть западных территорий Корейского полуострова, на севере простираясь до современного Пхеньяна. В 660 году было завоёвано союзными силами королевства Силла и династии Тан и стало частью королевства Объединённое Силла.
Государство Пэкче вело активную внешнюю политику, имело достаточно налаженные связи с Японией и Китаем. В Пэкче как и в двух соседних корейских государствах боевые искусства были очень популярны.
Одним из исторических свидетельств наличия боевых искусств в государстве Пэкче можно назвать «Кымдон тэхянно» - бронзовая курильница, найденная во время археологических раскопок древнего храма в провинции Чхунчхон-Пукто в 1993 г. Бронзовая курильница была крупнейшей находкой, имея размер 64 см в высоту и 19 см в диаметре, при весе 11,8 кг. Находка датируется 6-м веком.
Вся курильница покрыта различными изображениями, характеризующими быт Кореи того периода. Помимо традиционных изображения природы, животных, людей того периода, предметов искусства на курильнице можно встретить изображения и людей, практикующих боевые искусства.
Силла - (57 до н. э. — 935) — одно из Трёх корейских государств. Его история берёт начало в 57 году до н. э. Тогда оно было одним из королевств конфедерации Самхан. Силла последовательно захватило два других корейских государства, Пэкче в 660 году и Когурё в 668, после чего в исторических очерках появляется название Объединённое Силла. В конце первого тысячелетия Силла распалось на Поздние Три корейских государства, после чего вновь объединилось под именем Корё в 935 году.
Самый известный исторический памятник, связанный с боевыми искусствами Кореи - Соккурам, - относиться к государству Силла. Соккурам — грот в Южной Корее, часть буддийского храмового комплекса Пульгукса. Расположен в четырёх километрах к востоку от храма на горе Тохамсан в городе Кёнджу. Грот выходит на Японское море, находясь на высоте 750 метров над уровнем моря. В 1962 году он был включён в список национальных сокровищ страны. В 1995 году ЮНЕСКО включило его в список Всемирного наследия вместе с храмом Пульгукса.
Считается, что грот был оборудован Ким Дэ Соном и изначально назывался Сокпульса (Храм каменного Будды). Строительные работы начались в 742 году, во времена королевства Силла. Этот период времени был расцветом культуры Объединённого Силла. Грот был завершён к 774 году, вскоре после смерти Ким Дэ Сона.
Сейчас грот открыт для посещения туристами и является одной из известнейших достопримечательностей Южной Кореи.
Схема грота включает вход с аркой, ведущий в прямоугольный передний зал, затем длинный коридор, урашенный барельефами, ведущий в главный зал. Центром грота является большая статуя Будды в главном зале. Будда сидит на троне в виде лотоса со скрещёнными ногами. Вход в главный зал охраняют две статую воинов, чьи движения полностью идентичны технике современного тхэквондо.
Говоря о боевых искусствах в государстве Силла, нельзя не упомянуть о Хварандо - юношеском социальном институте в древнекорейском государстве Силла, существовавшем до X века. В хвараны набирались юноши 14-15 лет, как из семей аристократов, так и из семей простолюдинов, затем получавшие специальное воспитание. В мирное время они изучали канонические конфуцианские и буддийские тексты, путешествовали по горам и долинам, посещали священные места, совершая ритуалы, направленные на упрочение мировой гармонии, учились управлять страной и сочинять наделенные магической силой песни, способные, по преданию, уничтожить опасное знамение, изгнать «демонов лихорадки», заставить отступить неприятельские войска. На войне же они сражались в первых рядах и были наиболее подготовлеными боевыми отрядами, о подвигах которых сохранилось немало сведений в корейских летописях, таких как Самгук саги и Самгук юса.